Навигация 

Главная
Игра на гитаре
Аккорды к песням
Опрос
   
Познавательные заметки
   
   
   


  

Игра на гитаре

  

Регулируем гриф гитары

 

Итак перед нами гитара, с чего начать. Прежде всего, чтобы слышать от гитары не адскую катафонию, а приятные звуки ее надо настроить. Но еще раньше нужно убедится на каком расстоянии находятся струны над 12 ладом гитары. Для чего это надо? Если струны будут слишком подняты над грифом, вам прийдеться прибегать к чрезмерному усилию для того чтобы прижать их к ладам, а это отобьет охоту от игры у любого, тем более у начинающего. После нескольких аккордов на такой гитаре у вас не останеться сил в пальцах, чтобы достаточно плотно прижимать струны к ладам и вместо чарующих звуков мы будете иметь глухое дребезжание. Однако и слишком низко струны нельзя опускать. В этом случае при игре струны во время вибрации будут задевать соседние лады и в момент удара по струнам будет слышан вибрирующий призвук. Следует отметить если гитара у вас старая(досталась по «наследству» от дяди Толи или от Сашки из соседнего подъезда) и на ней много играли то на ее ладах (в-первую очередь первых трех) образуются выемки от трения струн. В таком случае практически нельзя найти золотую середину по высоте струн над грифом . Ставишь на рекомендуемый уровень получаешь все тот-же дребезжащий призвук за счет того что струна прижатая в выемку оказывается слишком низко к соседнему ладу и естественно при вибрировании задевает его. Чтобы этого избежать этого приходиться неестественно высоко поднимать струны ,вследствие чего имеем проблемы описанные выше. Так что при покупке гитары с рук имейте это в виду.

 

Если у вас даже при оптимальном положении струн пальцы рук всего не выдерживаю дольше одной композиции, тогда вам можно порекомендовать нейлоновые струны. Кстати именно нейлоновые а не металлические струны считаються эталоном для классической гитары. Но найти хороши нейлоновые струны очень трудно, да и для аккомпанемента они звучат не очень выразительно. Лучше использовать металлически струны среднего натяжения. В принципе для наших целей подойдут и недорогие струны для акустической гитары, которые можно купить в любом специализированном магазине. Один совет из практики – ставя новые струны на гитару не пытайтесь сэкономить время и силы продевая всю струну в отверстие для закрепления и натягивая их на 2-3 оборота оставляя при этом длинный конец струны. В этом случае при игре струны вибрируя будут постепенно ослабляеться из-за плохого зацепления на колках и соответственно нарушать строй гитары. Лучше добросовестно намотать весь конец струны на валик. Ну и естественно не забываем про порядок подвода струн к колкам: первая струна к нижнему ближнему к корпусу колку, шестая к верхнему ближнему к корпусу колку, вторая к среднему нижнему колку и т.д. – логика надеюсь понятна.

 

И еще о грифе. На некоторых дешевых гитарах иногда бывает такой эффект, что во момент удара по струнам верхняя дека резонируя ударяется о кончик грифа издавая глухой звук и это при том что на первый взгляд расстояние от деки до грифа довольно приличное. В этом случае между декой и нависающей частью грифа можно проложить какой-нибудь гасящий материал(свернутый до необходимой толщины кусок изоленты). Чуть не забыл: для регулировки грифа используется ключ или отвертка в зависимости от того чем этот самый гриф прикреплен к корпусу гитары.

 

 

Как настроить гитару

 

 

Итак гриф отрегулировали, теперь нужно настроить гитару. Если вы не Моцарт то для этого вам понадобиться какой-то эталонный источник звука с известной заранее частотой. В общем то для этих целей приминяеться камертон – такая металлическая штуковина напоминающая вилку вставленная в резонирующую подставку(ну видели наверное). Использовать лучше камертон на 440 Гц (нота Ля первой октавы), что соответствует высоте звука издаваемого первой струной прижатой на 5 ладу. Но если у вас камертона нет, а у большинства нормальных людей его как раз и нет:-), то можно поступить по другому:

 

1. Можно использовать пианино или рояль(естественно не откровенно растроенные). Находим на них ноту Ля или Ми первой октавы(спрашиваем у знающих людей, либо смотрим в каком нибудь самоучителе по пианино где на клавиатуре инструмента находиться эта нота). Вот в унисон этим звукам и нужно будет настроить первую струну гитары на 5 ладу для ноты Ля или на открытой струне для ноты Ми.

 

2. На худой конец можно использовать какой-нибудь МИДИ-секвенсер(программа такая для написания музыки). Поставить там нужную ноту и задать ей инструмент пианино(более чище звук чем у гитары) и зациклив воспроизведение настраивать в унисон струну гитары.

 

Если такой программы у вас нет либо не хочется с ней заморачиваться выкладываю файлы в формате MIDI и MP3. Открыв эти файлы в любом плерее, вы сможете по ним настроить гитару, точнее первую струну, вторая струна настраиваеться по первой, третья по второй и т.д. Ни в коем случаее не настраивайте гитару отдельно по каждой струне в унисон стороннему звуку. На основе стороннего звука - камертона либо др. источника следует настраивать только первую струну, остальные струны гитары настраивайте только по нижележащим струнам - только тогда вы получите аккорды с точными(хотя бы приблизительно) интервалами.

 

Вообще-то точного совпадения высоты звука первой открытой струны гитары именно ноте Ми необязательно, лишь бы он был где-то в этом районе, поэтому многочасовые прислушивания и настраивания пустая трата времени, по крайней мере на первом этапе. А вот настройка остальных струн должна быть четкой – если вторая струна на 5 ладу не будет звучать в унисон открытой первой(тоже и для остальных струн) то никакого строя гитары не будет и вместо благозвучных аккордов будем иметь диссанирующии звуки. Хотя и здесь нельзя добиться точного унисона по определению. Дело в том, что современный музыкальный строй из-за стремления сделать его универсальным не имеет в себе ни одного чистого интервала. Т. е. звук второй струны современной гитары прижатой на 5 ладу не будет точно соответствовать звуку первой открытой струны. А сделано это было для того чтобы музыкальные произведения можно было исполнять в любой тональности без перенастройки инструмента. Это не относиться например к скрипке т. к. на ее грифе нет порожков и на не можно взять любой звук.

 

Теперь о самом строе шестиструнной гитары. Он такой:

1. струна – Ми

2. струна – Си

3. струна – Соль

4. струна – Ре

5. струна – Ля

6. струна – Ми

 

 

Итак, сначала нужно настроить первую струну гитары по одному из описанных выше способов. Вторая струна, как уже говорилось выше, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон открытой первой. Третья струна на 4 ладу(внимание не на 5 ладу а именно на 4) должна звучать в унисон с открытой второй. Четвертая на 5 ладу – в унисон открытой третьей. Пятая на 5 ладу – в унисон открытой четвертой. И наконец шестая струна на 5 ладу должна звучать в унисон открытой пятой.

 

Что значит «звучать в унисон». В теории это значит, что два звука должна иметь одинаковую частоту. На практике при одновременном звучании двух струн в унисон их звук должен сливаться в один. Если такого единения нет то явно ощущается "биение звука", он как-бы то усиливаеться то затухает. То же самое биение будет ощущаться и в вибрации корпуса. Однако, как было сказано выше, на современной гитаре точного унисона добиться невозможно, но биение должно быть исключено напрочь и добиться этого реально. Что можно посоветовать при настройке гитары для начинающих. Есть в акустики такой эффект - резонанс, использовать его при настройке можно так: если при звучании настраиваемой струны, например второй, первая открытая струна начинает самопроизвольно колебаться, то налицо резонанс который в данном случае будет сигналом того что струны звучат в унисон (особенно явно этот эффект заметен на 5 и 6 струне) . Единственное что надо отметить, что после удара по настраиваемой струне (удар должен быть довольно сильный) струна, в унисон которой настраивают должна резонировать не рывком, а плавно и продолжительно – только тогда можно говорить о реальном унисоне

 

После того как Вы настроили гитару ее можно и нужно проконтролировать.

 

Строй гитары можно проконтролировать так:

1. удар по третьей струне на 9 ладу должен привести к резонансному

колебанию первой струны,

2. удар по четвертой струне на 9 ладу - к колебанию второй струны,

3. удар по пятой струне на 10 ладу - к колебанию третьей струны,

4. удар по шестой струне на 10 ладу - к колебанию четвертой струны.

Если резонанс отсутствует или слабо выражен, значит, нужно еще раз проверить и скорректировать строй гитары.

 

 

Аккорды для гитары - строим сами

 

 

Итак, наша гитара готова для игры. Как уже говорилось выше «игра на гитаре» понятие растяжимое. Мы будем учиться аккомпанировать голосу по самому простому варианту, а именно извлечением аккордов разными способами в зависимости от ритмического рисунка мелодии. Что такое аккорд ? Аккордом называется одновременное звучание 3 и более звуков. Если вы еще не знаете, то скажем, что существует семь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Расстояние между нотами в музыкальной теории измеряют полутонами. Так вот между всеми нотами лежат 2 полутона, кроме связок Си-До и Ми-Фа, между этими нотами расстояние в один полутон (это важно запомнить, пригодиться для самостоятельного построения аккордов).

 

 

Самый распространенный аккорд для шестиструнной гитары – Ля минор (Am). Звуки аккорда соотносятся между собой по определенным правилам. Так для аккорда Am первой нотой будет нота Ля, второй – До, третьей – Ми. Так вот между Ля и До мы имеем интервал в 3 полутона (как определять смотри выше), между До и Ми – 4 полутона. Вот оно и правило для построения минорного аккорда: первый интервал аккорда -3 полутона, второй интервал – 4 полутона. А теперь пример. Построим аккорд Ми минор (Em). Аккорд Ми минор, значит, звук от которого будем строить аккорд – Ми. Теперь нам нужно найти второй звук аккорда. Как уже говорилось выше, первый интервал минорного аккорда равен 3 полутонам. Считаем: связка Ми-Фа – 1 полутон (внимание 1 не 2!), связка Фа-Соль (2 полутона). Итак, от ноты Ми (основы аккорда) на 3 полутона отстоит нота Соль, значит, вторым звуком аккорда Em будет нота Соль. Теперь также найдем и третий звук аккорда. Считаем: Соль-Ля – 2 полутона, Ля-Си - 2 полутона. Вот мы и набрали требуемые 4 полутона, именно столько полутонов во втором интервале минорного аккорда (см. выше). Итак, третий звук аккорда Em будет Си. А вот и весь Ми минор (Em): Ми-Соль-Си. Мажорный аккорд строиться аналогично, только в нем первый интервал содержит 4 полутона (сравните с минорным, там 3 полутона ), а второй – 3 полутона (у минорного – 4 полутона).

 

Построим аккорд Ля мажор (A). Считаем: Ля-Си – 2 полутона, Си-До 1 полутон, До-Ре – 2 полутона, имеем уже 5 полутонов, а нам надо только 4, как быть если между До-Ре 2 полутона а не один. А вот как, мы возьмем только половину от связки До-Ре, т.е. один интервал как нам и нужно. Такое повышение ноты полтона в нотной грамоте показываеться знаком Диез (#). Итак, второй нотой нашего Ля мажора будет До-диез. Находим третью ноту: До-диез-Ре 1 полутон, Ре-Ми – 2 полутона. Ну вот они 3 полутона, как нам и надо. Имеем все три ноты Ля мажора: Ля-До-диез-Ми.

 

Немного об обозначениях аккордов. Семи нотам присвоены для обозначения следующие буквы. До-C, Ре-D, Ми-E, Фа-F, Соль-G, Ля-A, Си-H, Си-бемоль-B (отдельное обозначение этой ноты сложилось исторически). Такими же буквами обозначаються и аккорды построенные от соответствующих нот, только если аккорд минорный в обозначении прибавляеться буква - m. Так аккорд Фа мажор обозначаеться как F, а Фа минор как Fm.

 

Цифра 7 прибавляемая к обозначению аккорда (Em7) обозначает, что аккорд имеет четвертый звук. Такие аккорды называют септаккордами. Интервал между третьей и четвертой нотой септаккорда равен 3 полутонам, причем это правило как для минорных так и для мажорных аккордов. Так септаккорд Am7 будет состоять из Ля-До-Ми-Соль. От Ми до Соль как раз 3 полутона: Ми-Фа – 1 полутон, Фа-Соль – 2 полутона.

 

 

Аккорды как аккомпанемент

 

Как определить какие аккорды должны сопровождать ту или иную мелодию. Для начала скажу, что для любой песни существует мелодическая линия (сама мелодия) и гармоническая линия (это и есть последовательность аккордов). Так вот, гармоническая линия (т.е. наши в вами аккорды) находится в зависимости от мелодической линии. Эта зависимость описываеться сложными правилами тяготения нот мелодии к основам лада в котором она написана. Если хочешь узнать об этом больше – возьми в библиотеке книгу по теории музыки, почитай, может что-то дойдет. Т.е. в принципе можно не имея никокого музыкального инструмента, а лишь нотную запись мелодии, вывести для нее гармоническую линию. Но те кто не имеет за своими плечами консерватории либо пытаются сами подобрать аккорды (мелодию) понравившейся песни на слух (что тоже не каждому дано), либо ищут уже готовые, в том числе и в Интернете (где их великое множество). На самом деле, если у вас есть немного музыкального слуха, поиграв немного и запомнив на слух основные переходы аккордов, вы без труда сможете подобрать аккорды к несложным песням. Хотя поначалу я и сам высматривал на видио, какие аккорды берут ребятишки из «Битлз» чтобы самому наиграть понравившуюся песню

 

Техника правой руки

 

 

Теперь о технике извлечения звуков. Сразу скажу – здесь нет жестких правил, все зависит от ритма и характера песни. Одно и тоже произведение можно сыграть разными способами. Классическая гитарная школа в принципе знает только один прием игры: «щипком». При такой игре большой палец правой руки движениями внутрь ладони извлекает звуки на верхних 3 струнах, а указательный, средний и безымянный аналогичными движениями на 3 нижних струнах. Все остальные движения правой кисти для извлечения звуков на гитаре называемые «боем», «чесом» и т.п. не являются каноническими и применяются каждым в силу своих привычек, анатомического строения руки и ритмического рисунка мелодии. Что можно посоветовать начинающим. Попробуйте, поиграйте, посмотрите как играют другие, и вы сами для себя определите свой стиль игры. Здесь главное не бояться импровизировать. Не надо, увидев где-нибудь описание движения правой руки для какой-то песни, тупо стремиться воспроизвести его самим. Лучше не зацикливаться на этом, а расслабиться и руководствуясь своим собственным ощущением ритма, подобрать для конкретной песни свой способ аккомпанирования.

 

На начальном этапе когда у вас еще не получаются четкие и непрерывные переходы между аккордами, советую вам вообще не зацикливаться на движениях правой руки. Не стремитесь при исполнении песни сразу же воспроизводить ритмический рисунок оной, лучше однообразно проводить по струнам кистью правой руки в начале каждого такта, оставляя струны звучать вплоть до начала другого такта. Хотя при такой такой игре аккомпанемент теряет некую яркость, но зато это позволит вам сконцентрироваться на координации левой руки при переходах между аккордами. А когда левая рука будет более-менее свободно переходить из одной позиции в другую, тогда можно начинать искать ритм правой рукой.

 

 

Техника левой руки

 

Теперь о технике левой руки. Посмотрев аппликатуры аккордов, вы начнете пробовать прижимать струны для получения тех или иных аккордов. Как лучше расположить левую руку на грифе гитары. Сразу скажем, что за то как вы собираетесь играть на гитаре, а именно положив ее на правое бедро, фанат классической гитары сделал бы вам этой самой гитарой «испанский воротник». По классическим правилам гитара кладется на левое бедро (!!!), при этом левая нога ставиться на небольшое возвышение (скамеечку например). Таким образом, гитара, упираясь в два бедра и прижимаясь локтем правой руки, фиксируется. При этом левая рука получает свободу и не участвуя в поддержке инструмента вольна в перемещении по ладам, что необходимо для исполнения сложных переходов. Естественно, что когда мы кладем гитару на правое бедро она находиться в незафиксированном виде и нам приходиться поддерживать ее левой рукой, отвлекая определенную двигательную активность оной от перехода по ладам, что делает невозможным в ряде случаем исполнение музыкальных произведений требующих быстрого и частого перехода из одной позиции в другую. Но для «Мурки» пойдет и такая посадка.

 

Отмечу также, что при прижиме струн пальцы не должны прогибаться дугой во внутрь ладони, а наоборот должны в полусогнутом положении прижимать струну непосредственно тем местом кончика пальца, который находиться под краем ногтя (да и не забудьте ногти подстричь). Если будете часто играть, на этих местах пальце кожа утолщится и будет напоминать мозоли, которые, кстати, очень долго не проходят. Долго, это значит действительно долго, у меня спустя год в течении которого я не прикасался к гитаре все еще оставались огрубения на пальцах, хотя может это только у меня так, у других не проверял – не знаю.

 

Какие советы еще можно дать. Переходы между аккордами можно условно разделить на 2 вида. Первый – когда переход на другой аккорд не требует смены позиции левой руки, и второй – когда позиция руки меняется. Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе без передвижения кисти. Так аккорды Am, Dm, C и G можно взять в одной позиции. А вот переход с Am на Нm потребует смены позиции. Так вот при переходе без смены позиции ищите нот которые одинаковы и в текущем аккорде и в том на который нужно перейти. Так при переходе с Am на Dm такой нотой будет Ля. Поэтому палец, прижимающий эту струну, не следует отрывать, а наоборот, этим и большим пальцем следует придержать гриф, прока другие пальцы будут перенесены на другие струны. При переходе со сменой позиции ищите ноты, которые берутся на одной струне и «прижимаются» одним и тем же пальцем. Тогда при переходе этот палец должен слегка скользить по струне, это поможет остальным пальцам легче сориентироваться по нужным струнам и ладам. Например, при переходе с Em на Hm и наоборот таким пальцем будет безымянный прижимающий 4 струну. Советы по использованию приема баррэ смотрите здесь.

 

 

Аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары

 

Am

 

A

 

A7

 

 

Am7

 

 

Dm  

D  

D7  

Dm7  

Em

 

E

 

E7

 
Em7  

В Н И М А Н И Е ! ! ! Для всех аккордов от ноты До (D) 6 струна звучать не должна

 

 

 

 




     

 

 

 
  Все права защищены. 2006

Арбитраж Москва